Получил посылку с литийионным аккумулятором повышенной токоотдачи из банок от Sanyo http://www.usrednecks.org/index.php?pro ... 1500-mah-1 , анонсированном isox на Strike UP. http://www.strikeup.ru/blog/39.html http://www.strikeup.ru/blog/96.html#comment292
Краткое содержание анонса от isox :
Габариты: 18*650
Емкость: 1500mAh
Напряжение: 3.8V
Верний порог: 4.2V
Максимальная температура: 120 градусов.
Изображение
(фото с характеристиками и кривыми в высоком разрешении, предоставленное isox - http://photofile.ru/users/isox/3809457/ ... ull_image/ Как он объяснил, часть характеристик закрыта из коммерческих соображений)
В габаритах Ли-фе мы получаем выше емкость и выше напряжение. При этом сохраняя «невзрываемость».
Первые приехавшие элементы прошли стандартный набор тестов: измерение кривой разряда, ток КЗ, ток саморазряда, поведение в экстренных ситуациях (КЗ, переохлаждение, перезаряд).
По результатам испытаний мне не понравилось (а куда же без этого ?) только одно: реакция на холод. -25 они не переваривают почти никак. Потеря емкости 30% примерно.
Заряжать их нужно в режиме Li-po. Балансировка обязательна для формулы «долго и счастливо».
Итого: Аккумулятор из 3-х элементов хорошо подходит для тюнингов 120-160.
НУ, А ТЕПЕРЬ МОЙ ОБЗОР
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Если фотографии не грузятся - фотоальбом с ними здесь: http://foto.mail.ru/mail/trident67/LiIon1500/1809.html
Возможно, этого обзора и не было бы, если бы не оригинальная предыстория. Я вообще не склонен верить рекламе (возраст + жизненный опыт, знаете ли...), поэтому, когда прочитал анонс на Strike UP, высказался весьма критически. А поскольку автор анонса по коммерческим причинам не смог предоставить полных характеристик аккумулятора, то я пообещал своим бойцам при первой же возможности купить этот аккум, всесторонне его потестить и написать обзор. На форуме Носорогов я обзор выложил, теперь выкладываю здесь, для всеобщего ознакомления. Ну, а раз аккумулятор заявлен как "ответ LiFePo4 9,9х1100 ма/ч", то и сравнивал я его именно с ним.
Аккуратная картонная коробочка с прозрачным пластиковым «окошком» и пенополистирольным вкладышем. Аккумулятор не подписан. То-есть обычной для производителя надписи "фирма-вид аккумулятора-ёмкость" нет. Вроде бы и не страшно, однако внешний вид полностью идентичен LiFePo4, а заряжаются эти аккумуляторы ПО РАЗНОМУ! Для этого литийионника нужен режим LiPo на умной зарядке. Так что первый минус.
Первое визуальное впечатление от аккумулятора — как палкой по голове. Отвратительное качество сборки! Термоусадка усажена неаккуратно, с потягами и сморщиваниями, без запаса на торцы аккумулятора. Аккумулятор снабжён тамиевским "миником", хотя ежу ясно, что с такими токами которые отдаёт аккум, рекламируемый как "аккумулятор для высоких(!) тюнингов" "миник" не проживёт и полугода. Первое, что я сделал - перепаял разъём на позолоченный T-dean (все фото уже с новым разъёмом). Силовые провода проложены неровно, они хоть и маркированы как AVG-16, однако же похоже, что этот не настоящий AVG (я с ним регулярно работаю), а наглая китайская подделка - изоляция твёрдая как не знаю что, токопроводящая часть провода тоже мухлёж - жил намного меньше и они существенно толще, чем в настоящем AVG! Провода балансирного разъёма лежат с противоположной (!) от силовых стороны и тоже «как бык поссал». В итоге в отверстие корпуса моего АКСУ-74 от VFC, куда помещается LiFePo4 в толстой термоусадке этот литийионник не влезает. Силовые провода обычные, не силиконовые, весьма жёсткие, с толстой, склонной дубеть на холоде изоляцией. Одним словом не AVG-16. К тому же isox упоминал о том, что шина, на которой собраны банки недостаточна для максимальных токов этого аккумулятора. Короче, сборщикам РУКИ ОТОРВАТЬ! Ничего удивительного в том, что аккум не пользуется спросом не вижу, увидь я ТАКОЕ на витрине — тоже бы не купил. Столь мерзко выглядящих аккумуляторов я ещё не встречал. Придётся пересобирать аккум самому.
К счастью, isox сообщал, что отказался от услуг этих сборщиков и заказывает сборку аккумов в другом месте. Вот и правильно, копеечная экономия на сборке не стоит потерь в продажах из за её отвратительного качества.
Размер - диаметр как у LiFePo4, точнее чуть больше за счёт неграмотной прокладки проводов, длина чуть меньше, миллиметров на 7 - особенность сборки, поскольку банки стандартного формата 18650.
Продолжаем разговор.
Положительное. Поскольку аккум немного короче LiFePo4, он ПОМЕЩАЕТСЯ под крышку ствольной коробки без засовывания его во фронтсет. Я измерил скорострельность на своём АКСУ (гирбокс Актион, подшипники 9мм, пружина Система 120, движок базовый VFC, скорострельность на LiFePo4 9,9х1100 ма/ч = 1290 в/мин). Скорострельность на этом LiIon равна 1500 выстрелов в минуту. ПИНЗЕЦ, швейная машинка! В общем, если у вас обычный стандартный гирбокс на втулках, то вы запросто можете получить с этим аккумом скорострельность в районе 1300 в/мин.
Аккум заряжается в режиме LiPo с балансиром, то есть как литийионник-литийполимер. Поместилось в него после полной разрядки 1442 ма/ч - то есть свою ёмкость 1500 ма/ч он оправдывает.
Не слишком приятно, но в общем не имеет значения. Максимальный ток аккум начинает отдавать не мгновенно. То-есть заметно незначительное нарастание скорострельности по нарастающей с примерно 1200 до 1500 в первые три-пять выстрелов. Это отлично видно на картинке. Не исключено, что это особенность нетренированного аккума, точно не скажу - время покажет. Хотя, по идее, тренировать LiIon не требуется.
Изображение
И если вы будете стрелять короткими очередями, по 3-5 выстрелов, скорострельность будет немного ниже той, которую аккум способен подарить на длинных очередях. Однако, существенно выше, чем на штатных металлгидридах .
По-любому имеем аккумулятор в размерах чуть короче LiFePo4 (банки одинаковые, это особенность сборки), а значит наконец то НОРМАЛЬНО помещающийся под крышку ствольной коробки АК, более высокую, чем у LiFePo4 ёмкость - 1500 ма/ч против 1100 Ма/ч, более высокое напряжение а значит выше скорострельность и все плюсы ЛиИон из которых главный - невзрываемость , а значит безопасность, чего нет у дешёвых литийполимеров (НК, Ipver и т.д.).
Короче резюмирую - достойный аккумулятор. Пойду морозить его в морозилке, посмотрим, что он сможет, будучи холодным.
Первый опыт заморозки аккумулятора, где-то до 0-2. Скорострельность снизилась примерно до 1100 в/мин, но привод стреляет. Кстати, аккум в процессе стрельбы нагревается, так что фактически у него "система самоотогрева" работает Отстреляйте сотни четыре выстрелов вхолостую длинной очередью, аккум и нагреется. LiFePo4 в процессе стрельбы нагревается существенно меньше.
Пойду, положу аккум в морозилку надолго. У меня в ней официально -14, как раз та самая температура, ниже которой вряд ли станут играть даже отморозки. Вместе с ним положу и свой LiFePo4, посмотрим как оно будет в сравнении.
Продолжаем опыты с заморозкой.
В течение двух часов морозил аккумуляторы (в морозилке при температуре , косвенно определённой мною как -25. Не исключено, что было и холоднее, по крайней мере четверть бутылки водки ("Пять озёр", 40 градусов) если и не замёрзла совсем, то кристаллы шуги в ней отчётливо были видны, а по разным данным температура образования льда в водке от -25,9 до -29. Так что реальная температура - как минимум -25. Оба аккумулятора промёрзли основательно и свежевынутые из морозилки ОБА ОТКАЗАЛИСЬ взводить гирбокс АКСУ (гирбокс Актион, подшипники 9мм, пружина Система 120, мотор базовый VFC), не говоря уже об РПК (140 Гардер, шестерни трипл-торк-ап Прометей, мотор Система Магнум, подшипники 9мм).
Через пару минут непрерывных проб, слегка отогревшись, первым заработал LiIon. Скорострельность на АКСУ показал 720 в/мин, следом на РПК 870 в/мин (более мощный движок в сочетании с более моментными шестернями дал знать).
Ещё через минуту согласился работать LiFePo4. C АКСУ я его не проверял, на РПК скорострельность была 570 в/мин.
После того как аккумуляторы отогрелись к обоим вернулась нормальная скорострельность. Хотя опытные мастера меня и предупреждали, что глубокая заморозка чревата неприятностями, ёмкость LiIon также осталась прежней - после полной разрядки зарядка показала 1446 ма/ч. Проверка LiFePo4 также показала сохранение и ёмкости и работоспособности.
ВЫВОД
Новый аккумулятор соответствует заявленным производителем характеристикам. Он неплохо переносит холод, хотя и не экстремальный, вполне сравним по характеристикам с LiFePo4 9,9х1100 ма/ч, а в чём-то (вольтаж, а следовательно скорострельность, токоотдача по холоду, ёмкость) превосходит его. Если ёмкости в 1500 ма/ч ( а это около 4 и более тысяч выстрелов при плюсовой температуре воздуха) вам достаточно для игры и нужна высокая скорострельность, которую позволяет достигать аккум (а она тоже требуется далеко не всегда), то смело можете покупать себе его. Короче, отличная замена литийполимерам с их не всегда удачными габаритами и взрывоопасностью.
ЕСЛИ БЫ НЕ КАЧЕСТВО СБОРКИ!
ДОПОЛНЕНИЕ 1
Поюзал аккумулятор на Cyma 0.40D (АК-105) с базовым отшиммингованным гирбоксом и пружиной 120м/с. Скорострельность привода 1200-1250 в/мин. Скорострельность определил косвенно, сравнив на слух со скорострельностью моего АКСУ (посчитанной точно и составляющей 1290 в/мин). При первой возможности замерю точно.
Скорострельность на ДиБойс RK-03 (АК-74С) с базовым отшиммингованым гирбоксом на пластиковых втулках и пружиной 130М/с - 1110 в/мин. Замер точный.
Скорострельность на СА SLR105 A1U (АКСУ-74) в гирбоксе подшипники 7мм, пружина 120 м/с, остальное база - 1440 в/мин. Замер точный.
ДОПОЛНЕНИЕ 2
После пересборки-перепайки и переупаковки аккумулятора в ТОЛСТУЮ чёрную термоусадку аккум отлично влезает во фронтсет АК от ДиБойс. Что и требовалось. Грамотная сборка - рулит!
Изображение
Изображение
В новой партии сборка будет на "пятерочку".
Все коррективы сделаны.
Я видел фотки образцов, все прилично.
Ну и слава Богу!
А зачем маркировки стыдливо прикрыты? Создается впечатление, что это не Sanyo, а китайцы какие. Это конечно не бешено важно, если характеристики будут стабильны.
Ряд вопросов по безопасности:
Что происходит, если закоротить элемент?
Как элемент реагирует на "nail test" т.е. на пробивание его гвоздем или расстрел из тюнинга в упор?
Хорошо, я предлагаю простой способ решения проблемы.
После приезда партии, крупный груз уйдет к Trident.
Я положу туда 1 бесплатный аккумулятор для любых тестов, какие захотите.
Trident, вы готовы таковые провести ?
Запросто! Собирайте способы истязания! Торжественно обещаю устроить аккумулятору "аццкий тарарам", снять это действо на видео и предоставить отчёт.
Любопытство было слишком сильно, поэтому уже провел тесты сам.
Этап 0. Все тестируемые элементы были заряжены под завязку.
1. Для начала расстреляли элемент сбоку из привода. Вмятины были глубокие, но элемент не нагревался и взрываться не пытался. Для полного счастья добавили пару ударов острой частью молотка. Элемент приобрел вовсе странную форму. Разгерметизации не произошло, нагрева/взрывов нет.
Итого, даже при существенных ударных повреждениях закорачивание внутренних слоев батареи не происходит. Это хорошо.
2. Следующая банка была закорочена. Очень быстро и сильно нагрелась, пошла плавится оплетка элемента и изоляция проводов. В итоге расплавилась пайка контактов, на чем процесс завершился.
В целом такое поведение свойственно всем батареям. Главное что не рвануло.
3. Нейлинг. А именно вбивание гвоздя (70ка) через сердечник вертикально установленной банки (элемента). Где-то на 1/4 элемента пошло шипение и дым (выделялся литий и реагировал с кислородом воздуха), где-то на 1/2 произошел долгожданный взрыв.
Взяли банку, уже поучаствовавшую в корочении. Забили гвоздь на 1/4 элемента. Оставили так. Элемент шипел, дымился и грелся, но так и не взорвался.
Итого, основные запасы лития расположены в центральном стержне. Простая разгерметизации скорее всего не приведет к взрыву, хотя может привести к возгоранию. Если продуктам горения не давать выхода (в нашем случае мешал гвоздь, который постепенно продолжали забивать) - произойдет взрыв.
LiIo - 3,6V
LiPo - 3,7V
LiFePo - 3,3V
напряжение 3,8 вольта немного смущает
Тот же ЛиПо 11.1в способен на максимумуе зарядки выдать до 12,4 вольта на малой нагрузке. Сам как-то замерял.
Спасибо за то, что поправили. А за PDF - отдельное спасибо.
А вот тут я отыскал фото с характеристиками этого же элемента но датированные 2007 годом. http://img.elec66.com/photo/product/590 ... attery.jpg
Учитывая токи разрядки, для которых приведены кривые тогда, в 2007г, а именно 0,2СА(0,3А), 0,5СА(0,75А), 1,0СА(1,50А), 2,0СА(3,0А) и токи разряда для нынешней версии аккума 1,5А, 10А, 15А, 20А - ребята в Саньо ОЧЕНЬ прилично поработали над токоотдачей элементов. Снимаю перед ними шляпу!